Цели: развить творческие способности учащихся, воспитывать любовь к природе. воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, способствовать развитию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой
Задачи: активизировать творческие способности учащихся во время чтения литературных произведений, исполнения песенных композиций; оформить актовый зал, учитывая важную роль эстетического воспитания учащихся, расширить знания учеников об особенностях осеннего времени года с учетом народных традиций, ориентируясь на литературное и музыкальное творчество; организовать выставку творческих работ детей из природного материала; привлечь родителей к организации и проведению мероприятия.
Оборудование: костюм «Осень», осенние дары (фрукты, овощи, шишки, листья и грибы), различные мелкие предметы и ложки для игры со зрителями, корзины, аппликации из природного материала, шары для украшения зала.
Ход мероприятия
КОНКУРС.
Осень – дивная пора,
Любит осень детвора.
Груши, сливы, виноград,
Все поспело для ребят!
КОНКУРС.
А теперь попробуйте, уважаемые гости, ответить на мои вопросы
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в Казахстане называют период теплой погоды в середине осени, когда летит паутина? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)
1. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
2. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
3. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)
Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
2. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
3. Чем заканчивается осень? (ноябрем)
Молодцы, ребята, сумели ответить на все мои вопросы!
Много изменений происходит осенью в живой и неживой природе. Предлагаем вам викторину «Эрудиты»:
1.Какие овощи называют «синенькими»? /баклажаны/
2.Какой овощ называют «змеиной травой»?/ чеснок/
3.Какой овощ бывает и сладким, и горьким? /перец/
4.Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? /грибы/
5.Для кого мухомор не является ядовитым? /олень, лось/
6.Собирают ли себе птицы на зиму запасы? /да, совы и сойки/
7.Листья каких деревьев осенью краснеют? /осина, рябина, клён/
8.Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? /белка/
9.Какие птицы едят грибы? /глухари/
10.Кто яблоки спиной носит? (Еж)
11.Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)
12.У кого в листопад рождаются детеныши? (У зайцев)
13.Где раки зимуют? (Под корягами, в реке)
14.Какую траву любят кошки? (Валериану)
15.Никто ее не пугает, а вся дрожит. (Осина)
16.У какого овоща (зелени) человеческое имя? (Петрушка)
17.Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива)
КОНКУРС.
Ребята, а сейчас мы проведем конкурс «Главный портной Ее величества». Приглашаю мальчика и девочку от каждой команды. Задача участников: за короткий срок вырезать из ткани кленовый лист и пришить его на волшебный плащ королевы Осени.
Оценивается качество и быстрота работы!
Экспромт – пауза
Ребята! Репа – любимое лакомство многих детей. А вы все хорошо знаете русскую народную сказку «Репка». (Набирается 7 человек, и раздаются роли. Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.)
Репка произносит – «УХ!», Дедка – «ОБА-НА!», Бабка – «ОЙ-ОЙ!», Внучка – «Я ЕЩЁ НЕ ГОТОВА!», Жучка – «ГАВ-ГАВ!», Кошка – «МЯУ – МЯУ!», Мышка «ПИ-ПИ!»
Посадил дед репку.
Выросла репка большая.
Пошел дед репку тянуть.
Тянет - потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку.
Тянут - потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку.
Тянут - потянут, а вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку.
Тянут - потянут - и вытащили репку.
КОНКУРС.
Посмотрим, кто у нас самый меткий. Поиграем-ка, как вы думаете, во что?
А вот и не угадали: в ШИШКОБОЛ.
(Ставятся посредине зала на расстоянии 5-6 шагов три приготовленные заранее небольшие корзинки, каждому участнику выдают по десять еловых или сосновых шишки.)
Задача – забросить в корзинки как можно больше шишек.
По окончании подводится итог.
КОНКУРС.
А сейчас мы предлагаем вам разгадать загадки, но не простые, а плодово-огородные, грибные, дождливые — самые что, ни на есть осенние!
1.
И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами, и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Грибы!
2.
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Опята!
3.
Мальчишки не знали грибов,
Вот умора!
Из леса домой принесли ...
Мухоморов!
4.
И под старою сосною,
Где ютится пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден...
Боровик!
5.
Очень густо он растет
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки!
Орех!
6.
Летом вырастают,
А осенью опадают.
Листья!
7.
Как на нашей грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые,
Вот такие крупные!
Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
Помидоры!
8.
Выросло из зернышка
Золотое солнышко.
Подсолнух!
9.
А на этой грядке —
Горькие загадки,
33 одежки, все без застежки,
Кто их раздевает,
Тот слезы проливает.
Лук!
10.
Красная девица
Родилась в темнице,
Выкинула косу
За окошко ловко.
Наступает осень,
Выдернут...
Морковку!
11.
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
Капуста!
12.
Осень в лес к нам пришла
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя ее клюют.
Рябина!
13.
Бусы красные висят
И с кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Калина!
14.
Кто всю ночь по крышам бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает!
Дождь!
Подводятся итоги конкурса.
Танцевальная пауза
Задание: в танце изобраем животных.
(Во время звучания музыки предлагает детям изобразить зайцев, медведей, волков, лисиц, страусов).
КОНКУРС.
А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки, правильно?
Так вот, я приготовила для вас мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым удачливым и рачительным хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно?
Итак, на старт, внимание, марш…
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы много знаете. А сейчас игра «Улетели птицы»
Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат «лишнее» слово, начинают хлопать в ладоши.
Улетели птицы:
Голуби, куницы.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
Ведущий: Ребята, осень приходит не только с богатым урожаем овощей и фруктов, но и с корзинкой грибов. Угадайте каких.
Я в красной шапочке расту.
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту, -
Зовусь я … (подосиновик)
Не спорю, я не белый, -
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще (подберезовик)
Очень дружные сестрички.
Ходим мы в беретах.
Осень в лес приносим летом
Золотистые … (лисички)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу (опята)
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... (поганки)
Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин -
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот - красный...
(мухомор)
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы русскую народную сказку об огромном овоще, который хозяева не смогли долго вытащить? Проведем игру "Репка". В игре участвуют 2 команды детей по 7 детей. В каждой команде — персонажи сказки "Репка" (надевают соответствующие атрибуты на головы): Дед, Бабка, Внучка, Собачка, Кошка, Мышка. Команды выстраиваются в колонны за Дедом на одном конце зала. На другом конце зала, напротив каждой из команд, размещают на полу по "репке". По сигналу игру начинают "дедки". Они бегут каждый к своей "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "бабок", бегут к "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "внучек" — бегут втроем и т.д. Побеждает та команда, которая, двигаясь в цепочке (все персонажи держатся за руки), не разорвет эту цепочку и чья "мышка" первой схватит "репку".
Конкурс «Перейди лужи!»
Ведущий: Для конкурса мне нужно 2 команды по 6 человек.
На полу раскладываются листы бумаги. Делаются две дорожки.
Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги.
Всё остальное пространство залито водой. Чья команда быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием, та и выиграла.
Осень – это пора собирать урожай с полей и огородов. А вы знаете, какие овощи собирают осенью?
Сейчас проверим:
1.Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картофель.)
2.Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставили Егорушку
Плакать без горюшка. (Лук.)
3.Росли на грядке
Зеленые ветки,
А на них – красные детки. (Помидор.)
4.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста.)
5.Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали. (морковь )
6.Над землей трава,
Под землей бордовая голова. ( свекла)
7.Маленький, горький,
Лучку браток. (чеснок )
8.Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже. (тыква )
9.Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят. (кабачок )
10.Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…(перец)
Конкурс «Перенеси картофель»
Ведущий: Для этого конкурса мне надо от каждого класса по 2 человека.
Вам нужно добежать до обруча, взять ложкой картофель, вернуться обратно и положить его к себе. Затем бежит другой. И так, пока весь картофель не перенесёте.
Конкурс «Собери шишки»
Ведущий: Для этого конкурса мне надо по 1 человеку от каждого класса.