Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Так думаем и мы, что развиваясь и подбирая образовательные игры, мы развиваемся сами и эффективно даем знания своим ученикам. Главное — уважение к личности ученика. Этому способствуют игровые формы обучения в начальной школе, а именно, дидактические игры- тренажёры. На наш взгляд, урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. А именно:
1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательная констатация результата игры.
Что же развивает аналитическая игра?
Во-первых, создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, но и мобилизовать все
свои знания.
Во-вторых, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное. И, наконец, сопоставлять, оценивать действительность.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование знаний, умений и навыков в игровой среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. При создании дидактических игр-тренажеров мы руководствуемся необходимостью повысить качество усвоения программного материала и стремлением сделать процесс обучения ярким и интересным, что, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности младших школьников. Разработанные дидактические игры-тренажеры соответствует
возрастным особенностям младших школьников, а потому могут быть использованы не только для организации фронтальной работы с классом, но и для индивидуальной тренировки учащихся. Мы стараемся включать в урок работу с тренажером на различных этапах: будь то актуализация знаний учащихся или закрепление и повторение изученного материала (устный счет, словарно-орфографическая работа, новые слова по данной теме и т.д.)
Были созданы игры-тренажеры по нескольким темам курса русского языка и разделены на виды по целям и задачам:
Игры-тренажёры:
-познавательные
-воспитательные
-развивающие
-обучающие
-тренировочные
-контролирующие
-обобщающие
В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках русского и казахского уроков, возрастает активность уч-ся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи. Мы стараемся активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы, урок-путешествие). Приведем примеры игр, которые мы проводим со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяем следующие игры:
«Анаграммы», «Вставьте пропущенную букву и число», «Ребусы»,«Умозаключения», «Пятый лишний», « Назови одним словом» и т.д.
Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных интересов на уроках русского и казахского языков.
Подобные дидактические игры-тренажеры в полной мере решают как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и являются основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Обще учебные умения и навыки могут быть сформированы именно в процессе игровой учебной деятельности.